?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 Я хочу рассказать о нескольких замечательных женщинах стоявших у истоков Сахалинского образования.
     В апреле 1885 года начальник острова Сахалин на рапорт начальника Александровского округа об открытии школы в городе отвечал: "... на открытие в посту Александровском я со своей стороны препятствий не имею; но только с тем условием, чтобы расходы на содержание помещения школы, а также на жалование учителю были производимы на счёт жителей сёл Александровска" Одной из первых учителей стала Софья Ильинична Плосская, приехавшая вместе с мужем политическим ссыльным. Сама она была приговорена к Сибирскому поселению, но за мужем поехала на каторгу.
          Вот как пишет казначей канцелярии начальника острова Д.А.Булгаревич в докладе генералу Кононовичу - начальнику острова: "Школа в посту Александровском помещается в доме учительницы Плосской и занимает две комнаты, разделённых небольшим коридором. Комнаты чистые, светлые, вполне соответствуют своему назначению. Одно только неудобство - в них бывает так холодно, что приходится часто детям сидеть в пальто. Классная мебель состоит из скамей, двух больших чёрных досок и небольшого шкапа. Школьная библиотека заключается в одном-двух десятках разнообразных учебников и множества книг религиозно-нравственного содержания, мало доступных детскому пониманию."

  В мае 1894 года на Сахалин вслед за женихом (!) приехала Ольга Михайловна Карпова (впоследствии по мужу Еллинская) Она выехала, оставив родителей, уйдя с последнего курса консерватории. Плыли они С Еллинским на одном корабле. Только она на верхней палубе, а он в кандалах в трюме. Не могу удержаться от описания этого "романтического" путешествия (воспоминания Бориса Еллинского в книге "Сахалин - чёрная жемчужина"):

     "На пароходе четыре глубоких трюма. Внизу помещение трюма со всех сторон окружено решёткой из толстых трубок, снабжённых тысячами отверстий. В случае бунта в эти трубы пускают пар под сильным давлением, и все обитатели трюма могут свариться в несколько минут. Внутри обширной клетки трюма - расположены в три яруса нары. На них размещаются 200 человек. Всего пароход берет за раз 800 каторжан (на 4 трюма). Можете себе представить, что там творится во время шторма, особенно ночью.  Сонные люди сваливаются с нар на пол. Верхних рвёт на нижних. Те ругаются самым отборным образом, но и их самих тоже рвёт. Вонь, ругань и крик смешиваются с бряцанием цепей (!). В полумраке глубокого трюма едва мерцают 2-3 маленькие лампочки на потолке посредине прохода. 
     Чёрные тени людей мечутся во все стороны, изрыгая отвратительные ругательства и потоки рвоты. Нары и пол покрыты ею так, что ноги шлёпают в этом месиве. Ещё бы, ведь двести человек! А пароход качает всё сильнее и сильнее.
     Не лучше и во время адской жары в тропиках. Помню, вошли мы (пароход "Ярославль) в Красное море. Здесь нас расковали (! - всё это время они были в кандалах - а это не сегодняшние наручники - прим.taiohara) и заново обрили, но уже не полголовы, а всю голову. Без цепей стало значительно легче, но всё же сидеть в трюме было невыносимо тяжело. Люди пораздевались донага. Пот лил со всех ручьями, как в бане. Грудь сжимало и в глазах мутилось. Казалось, что сейчас голова лопнет от боли. У многих всё тело покрылось нарывами, из которых сочился гной. Это - так называемая тропическая сыпь. Появились смертные случаи от тепловых ударов. Как только с кем-либо случался обморок, кричали часовому; он давал свисток; являлись два санитара и уносили беднягу на палубу. Большинство не возвращалось уже оттуда. После я узнал, что почти все они умерли и их спустили в море зашитыми в холст с тяжёлым колосником в ногах. Дней двадцать подряд продолжалась эта пытка вперемежку с жестокими штормами. Всё же путешествие занимает 45 дней."  

    
Так как Еллинский был приговорён к 20 годам каторги он должен был просидеть в кандальной тюрьме в общей сложности четыре года ( Общее правило: кто получил 20лет - 4 года, с 15 годами - 3 года, с 10 годами - 2 года и т.д.; а дальше народ переводился в "Вольную тюрьму". Так "экономили" на строительстве тюрем, содержании и охране. В "вольной тюрьме" арестанту полагался сухой паёк, и предлагалось ежедневно являться на "раскомандировку" (регистрация и назначение работ). 

      Но вернёмся к Ольге Михайловне. Венчались они 10 июля 1894 года. Еллинского привели в Александровскую тюремную церковь из кандального отделения. Он только возвратился с работ по выжиганию древесного угля перепачканный грязью в тюремном бушлате. На время свадьбы с него сняли кандалы. После - они зашли в дом, где остановилась Ольга Михайловна, попили чаю. Затем новобрачного увели.

         Ольга Михайловна стала заведующей школой для детей ссыльного поселения. Все эти годы она получала 25 рублей - в каникулы ей не платили. С мужем они встречались по воскресениям в тюрьме. Только после определения его в  "вольную команду" он получил право ночевать на квартире.
 Ольга Михайловна всей душой отдалась педагогической деятельности. Давала она и бесплатные концерты. И тут мы подходим ещё к одной замечательной истории. 

         Среди её учениц была девочка с замечательными способностями - Ирина, дочка каторжанки. Ольга Михайловна особенно много занималась с ней. И в 1899 году Еллинская дала платные концерты, собрала деньги и на эти деньги отправила девушку учиться в Санкт- Петербург. И та экстерном сдала экзамены и поступила в учительскую семинарию. Успешно её закончила и ... вернулась учительницей на Сахалин. Это был первый сахалинский местный "кадр". И проработала здесь многие годы - и при японцах и в первые годы Советской Власти. Это была моя прабабка - Ирина Максимовна Черепанова. И дочка её, родившаяся здесь в Александровске на Сахалине в 1906 году, тоже стала учительницей. Это была моя бабушка - Елизавета Ильинична Добрынина.

        Еллинские оставили очень добрую память. Они со многими занимались. Многим помогали. Они погибли в блокадном Ленинграде. Недавно случайно встретила в интернете сообщение о потомках их приёмного сына живущих в Новгороде. Но в фамилии изменилась одна буква - теперь она пишется как "Эллинские". Очень бы хотелось с ними связаться.

       Многие люди, кто вырос на Сахалине, отмечают, какие там замечательные педагоги! И к традиции служения детям, несения света, культуры эти женщины имеют самое непосредственное отношение. Для меня они олицетворяют преданность, любовь, бескорыстие.

 

Comments

( 11 комментариев — Оставить комментарий )
tikk
2 сент, 2009 06:16 (UTC)
Хорошая история. Вам, наверное, очень гордо за таких предков :)
taiohara
2 сент, 2009 06:48 (UTC)
Настя, а нет ли у Вас фотографий Сахалинской клоповки? А ещё очень скучаю по "огонькам" - это цветочки такие. Они ковром цветут, но так как они на тонкой ножке, то кажется, будто этот ковёр в воздухе.
tikk
3 сент, 2009 01:07 (UTC)
Не, клоповки у меня нет. Я, честно сказать, даже не знаю как она выглядит :) И огоньков нет, но если бы сейчас был их сезон, я бы для вас сфотографировала. А теперь только следующего лета ждать. Но я могу еще у родителей глянуть, они этим летом (правда на мыльницу, но иногда очень неплохо) много полей фотографировали.

p.s. Вы в следующий раз отвечайте на мое сообщение, тогда мне уведомление придет. А то случайно не зашла бы, так и не увидела бы ваши вопросы :)
inselbewohner
2 сент, 2009 21:25 (UTC)
Интересная история. А в Рыковском она не преподовала?
И теперь Вас, главным образом, интересует та самая каторжанка, чьей дочерью является Ваша прабабушка?
П.С. Вы не могли бы рассказ раздробить на абзацы, чтобы посетителям читат было удобно? Хотел сам сделать, но у смотрителя такой функции нет(. Спасибо.
taiohara
3 сент, 2009 03:02 (UTC)
Разбила. А теги, Вы как смотритель можете добавлять? У меня не получается добавить "история Сахалина"
iroki
4 сент, 2009 00:53 (UTC)
Остальные теги тоже могли бы пригодиться для последующих поисков:"каторга", "люди"
А как сделать так, чтобы и авторы постов могли проставлять теги? Это было бы удобно всем. Я знаю, что в других сообществах ям обязуют посетителей это делать. И это хорошо для последующих поисков.
taiohara
3 сент, 2009 03:04 (UTC)
Про Рыковское - не знаю.
poluyan
10 июн, 2018 14:59 (UTC)
у Лескова есть про первого красноярского учителя - ссыльного дьяка)))
toihara
10 июн, 2018 16:17 (UTC)
у Лескова говориться о 18 веке, тогда и в центральной России с учителями был дефицит.
poluyan
10 июн, 2018 16:22 (UTC)
мне помнится, даже о 17 веке. вспомнил фамилию дьяка - Суслов, сейчас погуглю
( 11 комментариев — Оставить комментарий )