?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дорога на Сахалин


Фото: http://chehov.niv.ru/chehov/museum/puteshestvie-na-sahalin.htm

Как известно, на каторжный Сахалин было два пути: морем из Одессы, и пешком через Сибирь. И вот читал недавно статью некоего А.С. Ссылка и остров Сахалин//Русский вестник т. 203. 1889, сложилось такое впечатление, что везли каторжан как минимум в Рай. Не знаю как в те времена обстояло дело с проплаченными статьями, но кажется что в данном случае без казны государевой не обошлось. Но может и ошибаюсь.
А так для сравнения отрывки из нескольких произведений разных лет о дороге на Сахалин морем:


Начнем с того именно момента, когда преступников, собранных перед тем в Одессу из различных центральных тюрем России, сажают на один из крейсеров добровольного флота. Обыкновенно, еще с раннего утра, в назначенный для этого день, с берега доносится мерное бряцание цепей – то кандалы осужденных, доставляемых сюда отдельными небольшими партиями.


По вступлении преступников на палубу, сличаются приметы этих последних с их документами (статейными списками), которые, в ряду других сведений, заключают в себе и описание внешнего вида осужденных; к бумагам стали прикладывать и фотографические карточки преступников. Удостоверившись в личности осужденного, его подвергают медицинскому осмотру, который производится на тот случай, чтобы в числе принятых, не было людей с заразными болезнями…

…так как иногда судовое начальство разрешает арестантам кое-какие покупки в пути, например табак да местные фрукты, ананасы и т.п., им дозволяется иметь для развлечения и даже дарят им гармоники, балалайки. На дорогу дается им на счет высоких жертвователей, бумага, сургуч и конверты для «переписки с друзьями».

…Наступает минута отхода судна: сходни уже убраны; с пароходного мостика слышатся последние распоряжения капитана; матросы суетливо бегают по палубе, исполняя то или иное приказание, - еще минута: машина дрогнет; почувствуется первый оборот винта, и судно начнет медленно удаляться от берегов, оставляя за собой все большую и большую полосу воды, которая через неделю-другую разрастется в целые необъятные моря…

Тут начинается няньчанье с преступниками: с них снимают кандалы, и этою льготою они продолжают пользоваться во весь остальной путь, вплоть до самого Сахалина, где оковы и сдаются уже отдельно от людей.

Одновременно с этим арестантов начинают ежедневно выпускать на верхнюю палубу, где для них устраивается душ из морской воды, после которого им тотчас же подносят по стакану красного вина. Все это, в связи с усиленною вентиляциею камер, - посредством искусственного нагнетания наружного воздуха, - чрезвычайно освежает и подкрепляет силы убийц.

Не мало содействует этому последнему и прекрасная судовая пища, приготовляемая настолько хорошо и разнообразно, что смело может удовлетворить и более требовательные вкусы, так что были примеры, что пассажиры предпочитали своей кухне пищу каторжников.
А.С. Ссылка и остров Сахалин//Русский вестник т. 203. 1889
________________________
Влас Дорошевич. На Сахалин поехал в 1897 году.
Наш пароход, везший каторжников из Одессы, казался мне огромной баржой, какие обыкновенно употребляются в приморских городах для вывозки в море отбросов.
Дорошевич. Сахалин (Каторга), 1903

_________________________
Будущих колонистов «грузили» в трюм, скованных по рукам и ногам. Мучительно тяжело было это путешествие в темном трюме, где почти не чем дышать, где жара становится невыносимой, когда пароход приближается к тропику, где за железную решетку постоянно направлены ружья конвойных, куда при малейшем возбуждении капитан может направить горячего пара.
Е. Оларт. Проклятый остров, М. 1913

_________________________
"Нижний Новгород" шел с "грузом арестантов", назначенных на Сахалин.
Морские уставы вообще очень строги, а на корабле с подобным грузом они еще
строже. Днем арестанты посменно гуляли по палубе, оцепленные крепким
караулом. Остальное время они проводили в своих помещениях под палубой.

… Вся жизнь серых пассажиров парохода проходит на виду, за этою решеткой.
Стоит ли над морем яркое тропическое солнце, свистит ли ветер, скрипят и
гнутся снасти, ударит ли волной непогода, разыграется ли грозная буря и
пароход весь застонет под ударами шторма, - здесь, все так же взаперти,
прислушиваются к завыванию ветра сотни людей, которым нет дела до того, что
происходит там, наверху, и куда несется их плавучая тюрьма.
В. Короленко. Соколинец. 1885

_________________________
Внизу помещения трюма со всех сторон окружено решеткой из толстых трубок, снабженных тысячами отверстий. В случае бунта в эти трубы пускают пар под сильным давлением, и все обитатели трюма могут свариться за несколько минут.

Внутри обширной клетки трюма – расположены в три яруса нары. На них размещается 200 человек. Всего пароход берет за раз 800 человек.

Можете представить, что там творится во время шторма, особенно ночью.

Сонные люди сваливаются с нар на пол. Верхних рвет на нижних. Те ругаются самым отборным образом, но и их самих тоже рвет.

Помню, вошли мы (пароход «Ярославль») в Красное море. Здесь нас расковали и заново обрили, но уже не полголовы, а всю голову.

Без цепей стало значительно легче, но все же сидеть в трюме было невыносимо тяжело. Люди пораздевалиь донага. Пот лил со всех ручьями, как в бане. Грудь сжимало и в глазах мутило. Казалось, что голова сейчас лопнет от боли.

У многих все тело покрылось нарывами, из которых сочился гной. Это – так называемая тропическая сыпь.
Появились смертные случаи от тепловых ударов.

Как только с кем-либо случался обморок, кричали часовому; он давал свисток; являлись два санитара и уносили беднягу на палубу.

Большинство не возвращались уже оттуда. После я узнал, что почти все они умерли и их спустили в море зашитыми в холст с тяжелым колосником в ногах.

Дней двадцать подряд продолжалась эта пытка вперемежку с жестокими штормами. Все же путешествие занимает 45 дней.
Борис Еллинский Сахалин – черная жемчужина Дальнего Востока. 1928 год.

Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
toihara
14 июл, 2010 08:13 (UTC)
морской путь на Сахалин
toihara
14 июл, 2010 08:21 (UTC)
одесский порт в начале 20 века


6 июня 1887 г. поезд из Москвы, в котором везли приговорённых к сахалинской каторге,в том числе и Пилсудского прибыл в Одессу. Здесь формировалась партия каторжан для отправки на далёкий остров. Здесь все кандидаты попадали как бы в преддверие Сахалина, своеобразное чистилище, получившее даже название Сахалинчика.
Тюремный замок занял целый квартал в районе Куликова поля. Позже неподалёку был построен железнодорожный вокзал. Рядом располагался и Арестный дом для предварительно задержанных. Здесь же, по направлению к христианскому кладбищу стали строить казармы охраны и дома для персонала тюрьмы. Появились и хибары тех, кто как-то кормился от тюрьмы, нередко становясь её обитателем. Порой и отбывшие свой срок находили себе занятие, не всегда согласующееся с законом, здесь же и поселялись неподалёку. Постепенно формировался район с весьма специфическим населением из босяков и самых нищенских его слоёв. Было немало и откровенно уголовного элемента.  Население тюремного замка всё время обновлялось. Часто можно было наблюдать картину: звеня кандалами, подгоняемые конвоирами, арестанты в серых халатах и суконных бескозырках тянулись в порт или на железнодорожный вокзал. При наличии 400 «посадочных мест»  в  тюрьме часто томилось более 1000 заключённых, большинство из которых к осени отправлялись в одну из каторжных колоний.
toihara
14 июл, 2010 08:26 (UTC)
добавления к истории транспорта ссыльных на Сахалин
в «Ведомости о числе бывших в Одесском тюремном замке ссыльных и пересыльных арестантов в течение 1887 года» отмечалось:
Прибыло     1754 (м)     206 (ж).
Убыло         1765 (м)      221 (ж) [22].

     На Сахалин ежегодно из Одессы отправлялись один – два парохода Добровольного флота с пополнением для Сахалинской каторги. Всего по годам на остров было перевезено ссыльнокаторжных [23]:
 
1879 г - 600
1880 г.- 500
1881 г.- 500
1882 г.- 500
1883 г.- 530
1884 г.- 1148
1885 г.- 1336
1886 г.- 1171
1887 г.- 1244
1888 г.- 1283
1889 г.- 1191
1890 г.- 1143
1891 г. - 1888
1892 г. - 2239
1893 г.- 2071
1894 г.- 1750
1895 г.- 1776
1896 г.- 1903
1897 г.- 1596
1898 г.- 1511
1899 г.- 907
1900 г.- 372
1901 г.- 861

     Отправляемых на Сахалин можно условно разделить на несколько больших групп: каторжные, ссыльные и добровольно отправляющиеся,  это, как правило, женщины с детьми, за родителями или мужьями. Каторжные направлялись отбывать наказание по приговору суда. Ссыльные – по приговору суда, и в "административном порядке" т.е. без суда, просто по распоряжению министра внутренних дел и, наконец, сосланные сельскими обществами. В России каждая сельская община имела право высылать в Сибирь тех своих членов, которые в силу разных причин: лени, пьянства, дурного и преступного поведения становились обременительными для общины. У общины было также право отказывать тем, кто отбыл срок наказания и по возвращению просил снова принять их в "мир". Не принятые общиной опять высылались в Сибирь в административном порядке. Дж. Кеннан, анализируя состав сибирских ссыльных сделал вывод, что более трети "недобровольных ссыльных… сосланы в Сибирь сельскими обществами, а не правительством".
toihara
14 июл, 2010 08:32 (UTC)
к истории транспорта ссыльных на Сахалин
Подготовка партий каторжан к отправке на Сахалин как правило проходила в тюрьме,  но бывали и исключения. Иногда направляемых на Сахалин, из-за перенаселённости камер в тюремном замке, доставляли с поезда прямо на пароход. Так, известный член польской партии "Пролетариат" Г.В. Госткевич, отправленный на Сахалин вместе с товарищами по  процессу в мае 1887 г., в своих воспоминаниях отмечал: "Везли нас по незнакомой для нас местности – через Кременчуг до Одессы. Самый город видели мы издали, ибо нас повезли к пристани Добровольного флота. Спустя несколько часов по прибытию в Одессу нас погрузили на пароход "Кострома". Перед отходом последнего явился градоначальник Одессы, знаменитый адмирал Зелёный, про которого было распространено столько пикантных анекдотов. Он обратился к арестантам с такой речью:

     – Вас правительство посылает на Сахалин, где вы можете исправиться и быть ещё полезными людьми; вы должны в пути вести себя прилично, при малейшем ослушании велю вас ошпарить паром, как тараканов".

     В воспоминаниях другого известного политкаторжанина М.Н. Тригони, отправленного на Сахалин в 1902 г. после отбытия 20-летнего заключения в одиночке Шлиссельбургской крепости, отмечена подобная же ситуация. Родственники М.Н. Тригони напрасно хлопотали об отправке его на Сахалин по суше через Сибирь, опасаясь, что он не выдержит утомительного морского путешествия. "Накануне отправки, – вспоминал Тригони, – зашёл для освидетельствования доктор, который нашёл, что я успешно вынесу морское путешествие. Все отправляемые на Сахалин, как политические, так и уголовные всегда подвергались медицинскому осмотру в присутствии комиссии относительно способности выдержать морское путешествие, которое длится от Одессы до Сахалина 55 дней. Бывали случаи, что уголовных, не могущих вынести морского плавания, отправляли через Сибирь. Но я не слышал пример, чтобы комиссия признала хотя одного политического не способным выдержать моря… Вследствие того, что Одесские тюрьмы были переполнены студентами, поезд подошёл прямо к пристани, где стоял пароход добровольного флота "Ярославль", куда сейчас же и перевели всех".[26]
Обычно путь звенящей кандалами серой обезличенной массы лежал по Канатной улице в порт, в гавань Добровольного флота.

      Бывали случаи и другого рода. Порой ожидание наказания и отправки на Сахалин в Одесской тюрьме затягивалось на годы. Это больше относилось к узникам политическим. Так Л.Я. Штернберг, член Исполнительного Комитета партии "Народная воля", прежде чем был отправлен на Сахалин, просидел в одиночке Одесского тюремного замка почти три года.
toihara
14 июл, 2010 08:54 (UTC)
Сохранились письма Бронислава Пилсудского отцу, где он описывает свой путь на Сахалин в 1887 г . Вместе с ним тогда конвоировались Михаил Канчер, Пётр Горкун, Степан Волохов и Иван Ювачев.
Доставлялись каторжане на Сахалин пароходами Добровольного флота

     Б.Пилсудского и его товарищей должны были отправить на Сахалин на очередном пароходе Добровольного флота в начале июня 1887 г.  Это был ветеран Добровольного флота – пароход «Нижний Новгород», который открыл так называемую Восточную линию из Одессы на Сахалин в 1879 г. Он был одним из первых пароходов Добровольного флота, основанного в 1878 г. на деньги, собранные по общественной подписке с патриотической целью помогать  военному флоту в случае войны. Названия кораблям давались по имени городов, на чьи деньги приобреталось судно.  «Нижний Новгород» построен был в Шотландии в г. Гринок в 1856 г. Имел длину 94,2 м., ширину – 12,2 м, водоизмещение – 5000 т., скорость  – немногим более 13 узлов[29]. Как и у всех судов, перевозивших каторжан на Сахалин, его трюмы были оборудованы под плавучую тюрьму.


 Модель парохода Добровольного флота Нижний Новгород.    


Выход парохода в море задержался на четыре дня, потому что затянулось формирование партии каторжан. Как сообщал в Главное тюремное управление  Одесский градоначальник контр-адмирал Зеленой:

«…снаряжённая вторая партия ссыльно-каторжных из 525 посажена на пароход Нижний Новгород, который 9-го сего июня отправился из Одессы в путь на о. Сахалин. Ссыльно-каторжные при статейных списках, вместе с вещами и деньгами сданы в порядке указанном Главным Тюремным Управлением, судовому офицеру; дубликаты же статейных списков отосланы в Тюменский приказ о ссыльных."
toihara
14 июл, 2010 15:16 (UTC)
Пожертования для каторжных
Возможно, хорошое питание в начале путешествия таковым было в связи с благотворительностью.

У Гиляровского можно прочесть о подаяниях каторжанам: "Ходить в караул считалось вообще трудной и рискованной обязанностью, но перед большими праздниками солдаты просились, чтобы их назначали в караул. Для них, никогда не видевших куска белого хлеба, эти дни были праздниками. Когда подаяние большое, они приносили хлеба даже в казармы и делились с товарищами.
 
Главным жертвователем было купечество, считавшее необходимостью для спасения душ своих жертвовать "несчастненьким" пропитание, чтобы они в своих молитвах поминали жертвователя, свято веруя, что молитвы заключенных скорее достигают своей цели.
 
Еще ярче это выражалось у старообрядцев, которые по своему закону обязаны оказывать помощь всем пострадавшим от антихриста, а такими пострадавшими они считали "в темницу вверженных".
toihara
14 июл, 2010 17:21 (UTC)
описание дороги на Сахалин рейса, где плыл Пилсудский
Первые впечатления от жизни на пароходе у Бронислава Пилсудского благоприятные (впрочем, он ведь писал письмо отцу - а потому успокаивал и его и себя). Свежий морской воздух (после тюрьмы с её вонью), хорошее питание, человеческое отношение команды (экипаж состоял из 143 человек, в том числе священник, доктор и 3 фельдшера, плыли ещё 16 свободных пассажиров), знакомство с новыми товарищами по путешествию как-то отвлекали от тягостных мыслей. Всем перед выходом в море разрешили написать родным письма и политические писали многим неграмотным. Пока были в Одессе, в отделениях для ссыльных было довольно прохладно – +15 градусов и путешествие казалось не таким страшным.
В первом письме  Пилсудский писал: «Я уже на пароходе. Чем ближе дорога, тем больше я боюсь. Обстановка, как говорят, для едущих на пароходе и притом лишённых всех прав каторжных превосходная, но меня она поразила. Представьте себе комнату, разделённую на две части двумя решётками, среди которых расхаживает часовой. Всякая половина длинной комнаты имеет в свою очередь 2 части: одну общую, где ходят; другая  разделена на три этажа, из которых только в верхнем можно кое как сидеть. Мы попали в средний этаж, что всё-таки лучше, чем в нижнем, где свет мало проходит из проделанных круглых окошек вверху боковой стены. Места всякий имеет столько, сколько занимает его мешок и тело. Несмотря на хорошую вентиляцию, едва ли будет достаточно для меня воздуху особенно во время жары. Одно хорошо, что курить в зале не позволяется, а то от дыму даже при открытых окнах вагона я положительно задыхался».

Плавание «Нижнего Новгорода» проходило успешно, погода благоприятствовала. Попутный ветер позволил поставить все паруса и пароход шёл с хорошей скоростью. День распределялся так: в 6 ч. 30 м.   молитва, для чего священник Тимошенко спускался в каждое из отделений, в 7 ч. – чай, в 10 ч.  30 м. – обед, в 5 ч.  – ужин и в 8 ч. 30. – вечерняя молитва. Каждое утро с 8 ч. до 10 ч. отделения каторжных обходил доктор, назначая при необходимости амбулаторное лечение или направляя больного в лазарет (об этом - в отчётах).

toihara
14 июл, 2010 17:22 (UTC)
В письме отцу Бронислав живописует жизнь в тюремном трюме, свои занятия. Среди них было и обучение грамоте «земляков» из Гродненской и Ковенской губерний, правда вместо букваря использовалась взятая им с собой «Ботаника». Другого «товарища» он взялся учить немецкому языку, практикуясь в разговорном немецком с «едущим с нами латышем». С «латышем» вёл богословские споры Ювачев, а Бронислав выступал переводчиком. Была и помощь неграмотным спутникам в написании писем.

Очень красочно этот процесс, который на всех рейсах Добровольного флота был примерно одинаков, описан у В.М. Дорошевича: «Письма писали все. Неграмотным, за мзду грамотные арестанты… Арестанты подают свои письма незапечатанными, чтобы прочитало пароходное начальство. За несколько дней до прихода в порт им раздают конверты и бумагу.

– Готовьте письма. Марки будут наклеены начальством.

И письма начинают сыпаться грудами… Не скажу как, но мне удалось устроить, что все письма арестантов попадали прежде всего в мои руки… Никакие официальные разрешения исследовать арестантский мир не дали бы такого материала… Только благодаря этому, я мог выяснить себе одно героическое и страшное явление русской жизни. Вопрос о жёнах "добровольно следующих".

Когда я прочёл в письмах, написанных бойким писарским почерком с подписью за неграмотных грамотного бродяги, – в письмах из Адена: "Любезная супруга наша! Извещаем вас, что мы прибыли на Сахалин, слава Богу, благополучно. Клеймат здесь превосходный, и земля для всякого произрастания нельзя лучше. Один чернозём. Каждому арестанту, как только приедет к нему жена, начальство выдаёт для домообзаводства сейчас же бесплатно: лошадей двух, коров одну, овец четыре, свиней четыре, курей шесть, уток шесть и петуха. Избу совсем готовую, телегу, соху, борону и прочее, что следует для исправного хозяйства. А посему немедленно, по получении сего письма, распродавайте всё, что имеется, за что ни попадя и, не откладывая в долгий ящик, объявляйтесь начальству, заарестовывайтесь и идите сюда".

Когда я "подслушал" из вентилятора наставления опытных "обратников", бывших уже на Сахалине:

– Главное, чтобы жена сейчас за тобой следовала. Как только жена приедет, сейчас тебя из тюрьмы выпустят. Для домообзаводства, прозывается. Не приедет – в тюрьме сгниёшь. Был и знаю.

Понятны мне после этого стали плач и стоны и ужас умирающих с голода, с голода пускающихся на Сахалине в проституцию, с голода продающих своих малолетних дочерей, "добровольно последовавших"… Многое в каторжной жизни, страшное, дикое, чудовищное, что так бы и осталось непонятным, стало понятно после чтения этих писем…».
toihara
14 июл, 2010 17:26 (UTC)
Все эти занятия проходили в условиях начавшейся духоты, грязи, головной боли, непрерывной качки и у всех было одно желание, писал Бронислав: «…как можно скорее окончить, только начатую дорогу, вырваться из этого чистилища, и попасть на кажущийся нам спасением Сахалин»

       В Суэцком канале, разглядывая из иллюминатора проплывавшие берега, каторжане задавали бесконечные вопросы своим интеллигентным товарищам: «Где мы теперь находимся?», «Какой тут берег виден?», «Какой это город или деревня видны вдали?», «Далеко ли до Сахалина?».

Проследовавший через 2 года по этому пути на Сахалин Л.Я. Штернберг оставил живописную зарисовку перехода через Суэцкий канал (такой он увидел землю предков): «…Медленно двигался наш корабль по узкому каналу, загромождённому плавучими кранами, сигнальными мачтами, якорями, а по обеим сторонам, за прибрежными сооружениями и насыпями, в безграничную даль тянулись песчаные пустыни без малейшего следа культуры, точно такие же, какими они были в те стародавние дни, когда под предводительством великого вождя, сыны Израиля, преследуемые быстрыми колесницами фараона, шли добывать себе свободную родину. Изредка, то тут, то там, покажется маленькая группа кротких, тонконогих, одногорбых верблюдов, а рядом с ними, в пёстрых  лёгких платьях, смуглые арабы, за которыми бредут женщины и дети… Так бродили верно по этим местам некогда те купцы-измаильтяне, которым в припадке зависти, десять сыновей патриарха Якова продали в рабство своего брата Иосифа… А вот засинели вдали окутанные в таинственную голубую дымку горы…  Вот две вершины, возвышающиеся над своими соседями, как Саул среди братьев. Это Сион и Хорив. Вот они – священные вершины!»
toihara
14 июл, 2010 17:29 (UTC)
Однако испытания пассажиров трюма ждали впереди. Недаром Бронислав писал: «Дни до сих пор проходили скоро, но что будет, когда стали болеть и когда наступила ужаснейшая жара – этого ужасно боимся».

Невыносимая жара наступила в Красном море сразу после выхода из Суэцкого канала. Термометр доходил до 40°, в трюме наступил ад.

Командир корабля приказал расковать каторжных и партиями выводить на палубу для окачивания водой. Если бы были оставлены кандалы, то процесс выведения на палубу из-за медленного движения закованных, растянулся бы на весь день. Ещё больше обрадовало ссыльных то, что перестали брить голову. Выбритая голова воспринималась как позор, конфуз, наполовину выбритая голова придавала даже правильному лицу отталкивающий вид. Выбритая правая половина головы – наказание за уголовное преступление, левая – бродяга.

Окачивание водой и стирка белья, конечно, облегчали в какой-то мере положение, но в трюме жара усиливалась с каждым часом. Начались тепловые удары и обмороки. Без чувств выносили ежедневно на палубу до 60 человек. Благодаря стараниям врача Орбинского и фельдшеров из них умерло только два человека. Это были: Василий Обухов, 27 лет, из Вятской губернии, приговорённый за разбой к 6 годам каторги и Мола Алихан Дебиров 41 одного года из Терской области, приговорённый за разбой к 12 годам каторги. Их вечером в тот же день похоронили в море. При этом возник конфликт у командира корабля со священником Тимошенко, который отказался совершать обряд отпевания после захода солнца.  Только под давлением Пташинского, который пригрозил, что он сам исполнит обряд, отпевание и похороны были выполнены со священником.

     Число больных амбулаторно в эти дни доходило до 100 человек, 21 каторжный были отправлены в лазарет. Среди них оказался и Бронислав. Положение усугубилось и тем, что в судовой машине произошла авария, вышел из строя балансир воздушного насоса, пароход остановился среди невыносимой жары Красного моря. Прекратилось движение воздуха от хода судна. На ремонт своими силами, в хозяйстве оказался запасной балансир, ушло почти два дня, они и были самыми тяжёлыми.
toihara
14 июл, 2010 17:32 (UTC)
В письме из Сингапура Бронислав писал отцу:
«Красное море, конечно, нас, жителей севера прожарило хорошенько, но больше всего донимало нас, образовавшаяся в отделении духота, которую устранить не могла даже усиленная с того времени вентиляция. Пары от сушащихся промокших вещей, наши собственные испарения наполнили скоро всё наше отделение, и образовали невыносимую духоту и вонь…
Все почти однако ж лежали на полу, валяясь в собственных извержениях, отказываясь от пищи и в порыве раздражения, желая скорейшей смерти.  Я ни разу ещё не рвал, хотя страдал тоже сильными головными болями. К счастию своему провёл я 12 дней в лазарете, где успел я сильно оправиться».

23 июня «Нижний Новгород» пришёл в Аден. Здесь произошла встреча с таким же пароходом Добровольного флота «Петербург», идущим в Одессу с чаем. Пароходы подошли к борту друг друга для переговоров.

Механики «Петербурга» осмотрели машину «Нижнего Новгорода» и нашли, что ремонт  в спешке в Красном море был  сделан некачественно, вместе все неполадки были устранены. Стало легче и пассажирам, и каторжным в трюмах, температура воздуха понизилась,  дул прохладный бриз.
toihara
14 июл, 2010 17:35 (UTC)
Мысли о предстоящей жизни на Сахалине одолевали Бронислава. «А здесь, ведь, ещё не каторга, – писал он из Сингапура. – Постоянно борюсь с собой и передумываю, но решить мне, по обыкновению очень трудно и до сих пор не выбрал одной системы поведения… С другой стороны боюсь, что, закаляя свой слабый организм, могу изнасиловать его ещё больше и не выдержу. А смерти, хотя может быть это и смешно, но сознаюсь, – боюсь ужасно. Опять припоминаю, что я ещё ничего не сделал хорошего в жизни… Начинаю усиленно заботиться о своём здоровье…
Ученик мой один выучился уже кое как читать. За то и отдаёт он мне не меньшее; ухаживает, словно за своим барином и никак не могу заставить его изменить наши отношения.

Вообще сердца даже от каторжных, этих людей, идущих на Сахалин за испорченность, низкие, а иногда и вполне зверские поступки, встречаю я много. Из целого отделения не нашёл я ещё ни одного, у которого не было бы совести, хотя и далеко бывает она запрятана…
Заглянув поглубже в душу всякого почти, можно заметить, как слабо у них сознание и это заставляет меня прощать им всё. Я виновнее быть может их, потому что я интеллигентнее их и сознания, которое должно удерживать человека от всего плохого, у меня несравненно больше»
toihara
14 июл, 2010 17:42 (UTC)
После Гонконга море снова показало свой нрав. В Формозском проливе «Нижний Новгород» попал в жесточайший шторм, который доходил до 11 балов. Качка была настолько сильная, что пароход черпал воду бортами, т. е. скаты борта уходили под воду. С особой силой шторм свирепствовал 20 – 22 июля. Пароход с трудом выгребал, но всё же шёл к Японии со скоростью 9 узлов. Утром 22 июля показались портовые сооружения Нагасаки. Сильная качка продолжалась. Не выдержав нагрузки, вышло  из строя рулевое управление. Пришлось воспользоваться боевым штурвалом (пароход в военное время становился крейсером), что было очень неудобно, так как боевой штурвал был закрыт от обзора помещениями первого класса. Но, преодолев все сложности, «Нижний Новгород» в 10 час. 30 мин. утра 22 июля стал на рейде Нагасаки.


Порт Нагасаки вторая половина XIX в.

Двое суток ушло в Нагасаки на ремонт рулевого управления. Повреждения были столь серьёзными, что некоторые детали пришлось заказать на местном заводе. И только 25 июля, исправив повреждения и приняв уголь, пароход взял курс на Владивосток.
toihara
14 июл, 2010 17:47 (UTC)
Переход был спокойный при лёгком попутном ветре. Правда зыбь после шторма ещё не успокоилась, и качка была весьма ощутима. Во Владивосток пришли в густом тумане утром 28 июля. День ушёл на выгрузку и приёмку грузов для Сахалина.
«Нижний Новгород» пришёл на рейд поста Александровского с суточным опозданием – «3 августа в 4 часа пополудни».
Рейс «Нижнего Новгорода» продолжался 55 дней и, несмотря на жару, временами изнурявшую каторжан и с трудом переносимые штормы,  в целом закончился благополучно.

Однако не всегда всё обстояло так хорошо. Предшествующий рейс из Одессы на Сахалин парохода «Кострома» закончился крушением. Пароход не дошёл до поста Александровского, наскочив на камни у мыса Крильон.
toihara
14 июл, 2010 18:01 (UTC)
Очень живые воспоминания об этом рейсе оставил один из очевидцев политический ссыльный   Г.В. Госткевич:

«Помню из Корсакова мы вышли сейчас же после обеда, – вспоминал он, – погода стояла тихая, море было спокойно. Под вечер, когда священник спустился в нижний коридор, чтобы отслужить вечернюю молитву, и затянул «Спаси, господи, люди твоя», а певчие подхватили мотив, послышался треск и дрожание судна. Священник на полуслове бросил молитву, подобрал рясу и понёсся вверх по лестнице на палубу; певчие, не окончив аккорда замолчали. Толпа, окружавшая певчих, была ошеломлена и в первое мгновение не могла понять, что случилось.

     Судно наше, заскрежетав, остановилось, как-будто его кто-то схватил железными цепями. Машина работала вовсю, но судно не сходило с места и лишь дрожало, как в лихорадке.

    Было ясно, что случилось что-то недоброе для пассажиров, в особенности – для заключённых в трюме.

     Темнело. В иллюминатор было видно спокойное море, но сверху надвигался густой туман. Спустили катер и шлюпки. Слышны были крики и плач женщин… Судно покачивало из стороны в сторону. Нижние каюты наполнялись водою. Бочки с солониной плавали в трюме и при крене парохода ударялись о стенки судна, издавая оглушительный звук. Мешки с зерном набухали, и когда в трюм набралось достаточно воды, они всплыли наверх, выбили заколоченные люки и поплыли вместе с водой в наш верхний трюм… Вода настолько прибыла, что нары до половины уже были залиты водой. Очевидно стало свежеть; качка усиливалась, и при одном из толчков раздался такой сильный удар, что потухли фонари, а стоявшие в коридоре часовые убежали наверх.

Тогда в трюме поднялся такой душу раздирающий вопль, что нужно было большое напряжение воли, чтобы не покончить с собой. Эту картину дополняла симфония из  сирены, стонущей, плачущей, жалующееся, и колокола, издававшие погребальный звук. Пускаемые ракеты на миг разрезали темноту, но помощи не было видно… Счастье было в том, что наше судно полным ходом налетело на подводный камень и сидело на нём, как на острие шпиля. Судно находилось всего в двух – трёх верстах от берега»

севший на мель пароход "Кострома"
toihara
14 июл, 2010 18:08 (UTC)
Только с восходом солнца свезли каторжных на берег. Их было немногим более 200 человек, большую часть накануне выгрузили в посту Корсаковском. На берегу капитан Качалов приказал выпороть «линьками» политических Гладыша и Кмецика, за то, что они, собирая ракушки, отошли от общей массы каторжных. Сахалинская каторга началась сразу же на берегу у мыса Крильон. На следующий день проходивший мимо  пароход «Владивосток» забрал большую часть каторжан и команды «Костромы».


Вид части палубы парохода Дальневосточного флота Кострома

     Направляясь уже в Одессу «Нижний Новгород» подошёл к месту крушения «Костромы».  «Кострома» лежала носом к берегу и постепенно разрушалась. На верхней палубе осталась одна труба и одна грот-мачта, остальные три уже были снесены и плавали рядом с бортом парохода. Полное затопление было лишь делом времени, зимние штормы должны были завершить его. На берегу жила небольшая группа каторжных с надсмотрщиками. Они снимали уцелевшее оборудование и охраняли пароход от полного расхищения. Уже в октябре 1887 г. начальник Корсаковского округа доносил, что «пароход «Кострома» разрушен волнением и скрылся под водой». Оставшееся от парохода имущество было передано ему «по усмотрению»
toihara
14 июл, 2010 18:16 (UTC)
упоминается гибель "Костромы" и в рассказе о "варнацкой артели":

главную охрану давало исконное русское учреждение, не покидавшее и ссыльных,— варнацкая артель: сойдется она с начальством, и все пойдет по маслу. Дозволять идти артели без кандалов и наручников, за деньги, да на их варнацкое слово, и не было примера, чтобы они его нарушали; если же при таких условиях кто-нибудь бежит, то сама же артель ловит его, даже посылает погонщиков. Артель имела своего старосту, своих выборных, своих откупщиков — майданщиков, которым отдают в откуп содержание водки, карт, одежды и пр. Откупные деньги шли в артельную кассу—на удовлетворение разнообразных поборов с арестантов в конвой: за баню, за купанье, за снятие кандалов и пр., за проход по хорошим улицам, за барабан, за женский пол. Недаром, замечает Максимов, арестанты говорили: «На правду то дело пойдет, так мы и ответить не знаем как, кто из нас лучше—те ли, кто водят, или те, что ходят». Ср. также Ядринцев «Община».

Как велико значение этого варнацкого слова и насколько оно подтверждает модное учение о прирожденных преступниках, свидетельствует и тот факт, что при крушении «Костромы» в 1887 г. капитан судна не только выпустил на варнацкое слово 235 человек каторжных без оков на палубу, но затем высадил их на берег только с двумя часовыми матросами и лейтенантом Панютиным, и они, вблизи тайги, оставались более суток без всяких попыток к побегу, пока их не забрал пароход «Владивосток».
toihara
14 июл, 2010 18:41 (UTC)
Описание морского пути на Сахалин почти совпадает с описанием "проплаченного" журналиста, с той только разницей, что он не был в трюме и не лежал в блевотине в 40-коградусную жару.

И ещё небольшой штрих - Ювачёв, бывший моряк, после этой дороги долго потом отходил от язв и чирей (чуть ли не несколько лет)"заработанных" в пути на Сахалин.
toihara
14 июл, 2010 19:08 (UTC)
Но вообще, становиться понятно, что многое зависило от порядочности капитана и судового врача - кормить - не кормить, лечить - не лечить.
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

sakhalin_war
Неизвестные острова...

Latest Month

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner