?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дорога на Сахалин

Многие знают куплет из этой песни: " Прошай, моя Одесса, славный карантин! Нас завтра угоняют на остров Сахалин!"






Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
toihara
14 июл, 2010 18:55 (UTC)
В 1906 г. музыкант и композитор Гартевельд предпринял путешествие по Сибири с целью собирания тюремных и каторжных песен. Вернувшись в Россию, он дал несколько концертов в Петербурге и других городах, где были исполняемы собранные и гармонизованные им каторжные и тюремные песни. Часть собранного им материала была им напечатана.

"Необычный концерт, посвящённый песням каторжан и Сибирских инородцев, состоялся 6 апреля 1909 года в Большом зале Московского Благородного собрания. Огромный колонный зал ломился от публики,среди которой было немало представителей аристократии и высшей администрации. В зале можно было заметить также несколько мундиров тюремного ведомства, чиновники которого первый раз в жизни пришли послушать знакомые им по тюрьмам песни в не совсем привычной обстановке.

Хоры и боковые ненумерованные места как всегда занимала молодёжь, студенческие тужурки и гимназические блузы мешались с простенькими женскими кофточками и скромными платьицами. Рождённая суровой тюрьмой и угрюмой Сибирской тайгой, незнакомая обществу,музыка мира отверженных заставляла молодые глаза гореть от ожидания.

Нетерпеливые возгласы с боковых рядов с требованием начать концерт несколько раз перебивали В.Н.Гартевельда,читавшего доклад.
Во время концерта, на котором не было артистов, поскольку прослушивались граммофонные пластинки, настроение аудитории резко изменилось. Бурным аплодисментам не было конца, как и требованиям "спеть на бис", при исполнении грустных напевов, как, например, "То не ветер ветку клонит", весь зал замирал, но зато после песни аплодисменты превращались в настоящий гром. "Подкандальный марш" с лязганьем кандалов и визгом гребёнок заставили повторить несколько раз. Успех концерта превзошёл все ожидания.

Большая часть песен каторжан была собрана и записана профессором В.Н.Гартевельдом во время его экспедиции по Сибири. Позже они были исполнены профессиональными певцами и запмсаны на грампластинках компанией "Граммофон". Успех этих записей был так велик, что другие фирмы выпустили пластинки с аналогичным репертуаром.

toihara
14 июл, 2010 18:57 (UTC)
Вот что рассказывал Гартевельд о своих встречах с каторжанами:

"В тюрьме были запрещены всякие музыкальные инструменты. Аккомпанемент некоторых песен исполнялся на гребешках с равномерными ударами кандалов. Игру на гребешках ввели матросы с "Потёмкина". У них во время этапа по Сибири был целый оркестр из этих инструментов. Хор поёт с закрытым ртом-получается нечто, замечательно похожее на стон,-гребешки ехидно и насмешливо пищат, кандалы звенят холодным лязгом. Картина, от которой мурашки бегут по спине! Эти песни не для слабонервных.
По воспоминаниям "очевидцев" прослушивание их в мрачной обстановке Тобольской каторги производило потрясающее впечатление. Трудно поверить, но плакали даже надзиратели! В этих песнях поражает всё, и, конечно же, само исполнение. Некоторые песни мне приходилось попросить повторить, так как трудно было с первого раза точно записать их гармонию. Когда пение закочилось, опять зазвенели кандалы, застучали винтовки, вся группа выстроилась и удалилась.
Я собрал свои записи, простился со смотрителем и уехал из тюрьмы домой в гостиницу, но ещё долго в моих ушах стояли страшные звуки".

Не менее потрясла Гартевельда и другая встреча, во время которой он понял, что среди каторжан есть настоящие артисты. "Артиста-каторжника звали Клочков.Начал он как-то вяло, нерешительно и потом вдруг запел "Долю", песню, очень популярную в Сибири. Тут он весь преобразился. Голос его (хотя и небольшой, но симпатичный тенор) с невыразимой тоской и глубоким чувством передал эту песнь.
"Не за пьянство и буянство
И не за ночной разбой
Стороны родной лишился...
За крестьянский мир честной!"
-буквально стонал Клочков.

Но меня Клочков поразил даже не столько пением, сколько игрой на балалайке. Техника у Клочкова колоссальная. Его смело можно назвать балалаечным Паганини! Клочков спел мне с балалайкой 6 песен, последняя из которых начиналась словами :
"Зачем я мальчик уродился,
Зачем тебя я полюбил.
Ведь мне же суждено судьбою
Идти в сибирские края!"
Словами :
"Дойду до русской я границы
Урядник спросит : "Чей таков?"
Я назову себя бродягой
Не помню родины своей!.."
закончил Клочков свой "сеанс".

Я горячо благодарил его, пожимая ему руку, а он мне тихо шептал : "Похлопочите, Ваше Благородие, чтобы мне денька хотя бы на два оставили балалайку!" Но когда я попросил об этом начальника, то он категорически заявил, что это невозможно, что он сам может быть в ответе, если сможет узнать тюремный инспектор.
"Отдай, брат, балалайку", -обратился он к Клочкову. Но тут произошло что-то неожиданное, нелепое, ужасное!... Тихий и смирный Клочков смертельно побледнел. Глаза его налились кровью, и он, приняв угрожающую позу, закричал, размахивая балалайкой: "Не отдам!... Убью!... Не отдам!" Мы все остолбенели. "Возьмите у арестанта балалайку!"-холодным, звенящим голосом скомандовал начальник. Клочков, тяжело дыша, ждал. Солдаты и надзиратели бросились к нему, но он, очевидно понял, что силы неравные (три винтовки, две сабли и четыре револьвера против одного) и безропотно опустил балалайку на пол. Солдат её поднял и торжественно поднёс к начальнику. Мы все облегчённо вздохнули. А Клочков сам упал на пол и зарыдал. Никогда в жизни я не видел таких ужасных рыданий. С ним была истерика, и только врач, который случайно находился в тюрьме, смог привести его в чувство. Когда его успокоили, я ещё раз горячо его поблагодарил и сказал ему: "Я на Ваше имя, Клочков, положу в конторе 5 рублей (это огромные деньги в тюрьме). А Клочков угрюмо мне ответил: "Эх, барин, нешто за песни можно брать деньги! Но вот если будет Ваша милость в городе Романов- Борисоглебске, что недалече от Ярославля, поставьте свечку и закажите панихиду за упокой рабы Божьей Аграфены..." И, почти улыбаясь, он сквозь слёзы просил дать ему на минуту балалайку. Ему дали. Он бережно взял инструмент, два раза поцеловал его и вернул надзирателю".
toihara
14 июл, 2010 19:00 (UTC)
О концерте В.Н.Гартевельда 7 июля
Казань услышала «Песни неволи»
выпуск Казанской газеты № 96 от 10 июля 1909 года

"На тех же подмостках, где несколько часов назад цинично и тупо кривлялся на потеху «почтенной публике» пошлый фарс, стоит В.Н.Гартевельд, одухотворенный необычными для культурного европейца переживаниями «мира отверженных», и с трогательной для русского интеллигента наивностью делится с внимательной аудиторией своими впечатлениями: «Я буду счастлив, если вы увидите по этим песням, что люди, сочинившие их, такие же люди, как и вы». Театр полон. Властно и мрачно вторгается «отверженный мир» в царство своего «нарядного, сытого и свободного» собрата: «Я всем чужой! Я отплачу!»... Пусть вместо свирелей — фисгармония, вместо стука кирок — пианино, вместо каторжан и бродяг — хор московской оперы и солисты, но их голосами поет сама каторга!.. Чуткие музыканты В.Н.Гартевельд и А.А.Эйхенвальд оставили ее песни во всей их мрачной жизненной неприкосновенности. Сохранен даже каторжный аккомпанемент в «Кандальном марше». Этот марш — откровение каторжного мира. Впечатление от марша — незабываемое, исключительное. Впрочем, маршу предшествуют еще 9 каторжных песен, оставляющие сильное впечатление, особенно в «Зачем я мальчик уродился», в «Похоронах» и в «Ой, ты, тундра» в исполнении г-на Ошустовича (тенор) и известного в Казани г-на Сергеева (сильный и сочный бас). Потом идут хоровые песни: древняя, как мир, «молитва ламантов» (по-санскритски), «заклинание шаманов» (по-бурятски), киргизская «весенняя песня» и первая в музыкальной литературе песня вымирающих айносов (по-айносски). Кончается необыкновенный концерт польским «Кыбелем» (песня повстанцев-каторжан).
Вчера на Казанской международной выставке в новом летнем театре состоялся уже третий концерт г-на Гартевельда (по пониженным ценам). В программу общедоступного концерта «Песни каторжан» вошли 24 новых номера."
( 3 комментария — Оставить комментарий )